Караимское кладбище в Иосафатовой долине
С Иосафатовой долиной связано столько тайн и загадок, как, наверно, ни с одним другим местом на Крымском полуострове. Само происхождение древнего караимского народа и время его поселения в Крыму уже вызывают бесконечные научные споры. Очень сильно расходятся мнения специалистов и по поводу датировки первых захоронений на караимском кладбище. Наиболее вероятно, что самые ранние надгробия здесь относятся к XIII веку.
На кладбище можно попасть, если выйти из Чуфут-Кале через Восточные ворота и пройти около 500 метров к верховьям Иосафатовой долины. Полуразрушенные ограда и арка входа, развалины сторожки, сначала довольно чистая, а потом почти заросшая и засыпанная буреломом аллея…
На четырех полузаросших лесом гектарах расположено около 5 тысяч надгробий. Многие надгробия разрушены или ушли под землю. Постоянно накрапывающий дождик еще больше усилил гнетущее впечатление от этого печального места. Не смотря на то, что ежедневно сюда приходят посетители, оно кажется совершенно заброшенным и забытым. Застывший лес усеян разрушенными, покосившимися памятниками. Надписи на них полустерты, почти не различимы. Все в запустении, зарастает молодой порослью и кустарниками.
Когда-то в Иосафатовой долине было почитаемое место захоронения, сюда привозили умерших караимов даже из городов, находящихся далеко за пределами Крыма. На сегодняшний день в долине растет около десяти огромных дубов – остатки священной дубовой рощи караимского народа. У караимов существовал культ священных дубов, их нельзя было рубить ни при каких обстоятельствах, отсюда – второе названия этого места: Балта Тиймэз, что в переводе с тюркского значит «топор не тронет». Говорят, караимы верили в то, что имеется связь между существованием священных дубов Иосафатовой долины и судьбой караимского народа. Теперь могучих деревьев почти не осталось…
Все захоронения расположены в направлении север-юг. Надгробия сделаны из известняка, формы их разнообразны: гробообразные саркофаги, прямоугольные плиты, вертикальные стелы, обелиски. Чаще всего встречаются седловидные памятники в виде детской колыбели -”бэшика” с двумя или одним рогом. Большинство надписей на надгробиях – на древне-библейском (арамейском) языке.
Имеются на кладбище и условные погребения – кенотафы. Такие памятники поставлены караимам, которых по разным причинам не смогли похоронить в этом священном месте.
Судя по эпиграфическим данным (датировкам надгробных надписей), кладбище появилось в середине XIV века (приблизительно 1360-е гг.) и просуществовало до второй половины XIX столетия, охватив, таким образом, огромный исторический промежуток, связанный с завоеванием Крыма татарами в XIV ст., турками - в XV в. (Османская империя), периодом вассального Крымского ханства (1441-1783) и включением Крыма в состав Российской империи в конце XVIII в.
Караимское кладбище в Иосафатовой долине - ценнейший памятник истории исчезающего караимского народа и всего Крыма. Оно нуждается в охране и немедленном глубоком изучении. Небольшое видео об этом месте: