ЗЕМЛЕДЕЛИЕ КРЫМСКОГО ХАНСТВА.
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ КРЫМСКОГО ХАНСТВА
Скотоводческое хозяйство дополнялось земледелием: татары распахивали в степи определенные участки земли, обычно связанные с местами зимовок, сеяли там хлеб, затем уходили кочевать и возвращались для уборки урожая. О том, что сбор урожая имел важное значение у крымских татар, свидетельствует послание русского посла Ромодановского Ивану III в 1491 году. В ответ на наказ великого Московского князя поторопить Менгли-Гирея с посылкой войск против общего неприятеля Ромодановский пишет: «Только Менгли-Гирей хлеб свой возьмет, а рати на него не будет». Как видим, наравне с ратью поставлена «уборочная кампания», как дело, которое настолько может озаботить и отвлечь внимание хана, что ему будет не до других дел.
Урожай и своевременный сбор его уже стал важным жизненным вопросом Крыма. Так было и в XVI, и в XVIII вв. Об этом неоднократно сообщают современники. Таким путем у татар-кочевников возникла связь с землей, что вело к появлению собственности на земле не только общинной, но и феодальной.
Во второй половине XVI — первой половине XVII века в экономической жизни Крымского ханства произошли значительные изменения, обусловленные переходом большей части населения Крыма к оседлому образу жизни и развитием земледелия (племена, жившие за пределами полуострова, продолжали привычный кочевой образ жизни). Этот процесс происходил достаточно сложно. Известны случаи, когда крымские ханы пытались административными мерами прекратить кочевание татар и превратить их в оседлых жителей. В частности, хан Сагиб-Гирей (1532-1553) наделял кочевников, желавших перейти к оседлой жизни, землями в Крыму. Он в принудительном порядке удерживал татар от постоянного передвижения, приказав рубить телеги кочевников. Чтобы воспрепятствовать выходу их за пределы полуострова, он распорядился восстановить и углубить ров через перешеек, соединяющий Крым с материком.
Постепенно этот процесс приводил к тому, что наряду со скотоводством, оставшимся ведущей отраслью хозяйства, все большее место в экономике Крымского ханства стало занимать земледелие. Еще при кочевом образе жизни татарское население постепенно осваивало прилегавшие к зимовьям земли под сенокосы и пашни. Летом, когда основная часть кочевников выпасала скот на летних пастбищах, чаще всего за пределами Крыма, некоторые из них оставались в зимовьях, где вели полевые работы — косили сено, сеяли и убирали хлеб. Постепенно прежние кочевые пастушеско-родовые общины оседали в зимовьях на постоянное жительство, создавая таким образом целые поселения. Родовое устройство общества, существовавшее в Крымском ханстве при преобладании скотоводства, начало уступать место оседлой жизни.
К началу XVII века в Крыму окончательно утвердилась как самостоятельная общественно-экономическая единица сельская территориальная община — джеамат — с коллективным землепользованием, общественными сенокосами и колодцами. Улучшилась обработка земель и повысилась урожайность.
Переход к оседлому земледелию сравнительно быстро происходил в долинах и вдоль рек, начиная от Каффы до Старого Крыма и верховьев реки Карасу, а также в районах бахчисарайских долин. Здесь для орошения использовались реки, от них на свои участки отводили воду по небольшим каналам. На развитие земледелия у татар оказали влияние и народы, издавна населявшие Крым, особенно греки. Под их влиянием у татар развивается садоводство и виноградарство. Крымские татары с благоговением относились к источникам воды, всячески охраняли их и проявляли заботу, очищали от загрязнений водные ключи, обкладывали их камнем или деревом, сооружали всевозможные фонтаны или водоемы.
Процессу оседания татар на земле содействовала доступность земли — по крымско-мусульманскому праву бывшие пустоши, на которые «садились» новые хозяева, переходили в их собственность — по определению ислама, «обработавший землю ею и владеет».
Выращивали ячмень, пшеницу, просо. Преобладали посевы ячменя и проса. Ячменную или просяную поджаренную муку, а также толокно брали с собой в походы; из проса же изготавливался популярный слабоалкогольный напиток — буза. Засевали также рис, овес, тари и чечевицу. Зерно татары хранили по древнему способу — в ямах-орузах, обложенных сухой соломой или обмазанных глиной. Часто глину обжигали.
К примеру, известно, что уже с 1581 года хлеб экспортировался через кефенский порт в Стамбул. В пятидесятых годах XVIII века французский консул в Крымском ханстве Шарль де Пейсонель приводит конкретные цифры: судя по его данным, ежегодно из крымских портов выходило от 100 до 150 судов, груженных хлебом для столицы Османской империи; кроме пшеницы, вывозился и ячмень до 60 судов ежегодно.
Рис был также одной из распространенных в Крымском ханстве зерновых культур. Западноевропейские путешественники, посетившие ханство в XV веке и еще ничего не знавшие о рисе, называли его в своих описаниях «сарацинским пшеном».
В предгорьях и горных районах занимались садоводством и виноградарством. Выращивали груши, яблони, сливы, вишни, персики, широко был распространен орех. К XVIII веку в Крыму были выведены местные сорта плодовых — 37 грушевых, 17 яблоневых, 18 сливовых и 10 — черешни. С особой теплотой татары относились к винограду, который также был самых различных сортов. Выращивали большое количество табака, который не только обеспечивал местные потребности, но даже вывозился за пределы края.
Используя лен и шелковые нитки, татары ткали полотно и многоцветные шелковые ткани.
Высокими качествами обладал мед крымских серых пчел. Пчеловодство было распространено во всех районах полуострова. Мед даже вывозили, прежде всего в Турцию. Воск поставляли на свечные заводы.