Сайт может содержать контент, запрещенный к просмотру лицам до 18 лет! Таврика в VIII-IX вв — Клуб любителей Крыма
Клуб любителей Крыма

Баннер между компонентом и mainbottom

Таврика в VIII-IX вв

9 апреля 2011
Автор: Admin
Поделиться:

   С середины VI в. Византия переживала экономический и политический кризис, это сразу же сказалось и на ее владениях в Таврике.

        Об упадке Херсонеса свидетельствуют резкое сокращение торговли, переход к натурализации хозяйства, прекращение выпуска собственной монеты. Еще более ухудшило положение города вторжение хазар, приведшее к нарушению экономических и торговых связей с соседними народами.
        Об упадке в экономике свидетельствует резкое сокращение рыболовства. Крупные рыбозасолочные цистерны исчезают, уступив место мелким домашним рыбохранилищам. В связи с упадком этого промысла и морской торговли та же участь постигает и кораблестроение, игравшее заметную роль в экономике города. Резко сократились масштабы городского ремесла, в частности, производства орудий труда, находивших сбыт в юго-западной и степной Таврике. Это привело к тяжелому положению ремесленников, основной части населения города.
        Былое значение города как ремесленного, торгового и культурного центра на целые столетия было утрачено. Насколько тяжелым было положение в городе свидетельствует очевидец: «...В этих краях голод и нужда такие, что хлеб известен здесь разве по названию, а его и видом не видать... Ни разу, право, я не мог приобрести в здешнем крае хлеба.., равным образом и съестных продуктов какого-либо рода, кроме как... с судов, изредка заходящих сюда с тем, чтобы уходить с грузом соли».
        Очевидно, ослабевает влияние империи на Херсонес. В VII, начале VIII в. здесь существует местное самоуправление во главе с протевоном (первенствующим). Чтобы упрочить свои пошатнувшиеся позиции в Херсонесе, Византия при Юстиниане II посылает сюда несколько карательных экспедиций. Но они не смогли достичь цели, местное население восстало, призвало на помощь хазар и провозгласило новым императором Вардана Филиппика, который был сослан в Херсонес.
        После этих событий византийские императоры долго не трогали привилегии Херсонеса, полученные им от Вардана Филиппика.
        Во второй половине IX в. в Херсонесе возобновляется чеканка собственной монеты. И хотя эта монета была медной, разменной и предназначалась для розничной торговли на внутреннем и ближайших к городу рынках, сам факт ее чеканки говорит о том, что Херсонес вновь приобрел видное торгово-ремесленное значение среди других раннесредневековых городов юго-западного Крыма. О росте торговли, как внутренней, так и внешней, свидетельствуют остатки торговых рядов IX—X вв. на его главной улице.
        Роль черноморской торговли и причерноморских сухопутных дорог в VIII в. начала возрастать, так как арабы закрыли водный путь через Красное море, связывавший ранее Византию с восточными рынками. В связи с этим возрастает и роль Херсонеса, где Византия стремится упрочить свое влияние.
        Если раньше в городе постоянно находились только представители императорской власти в лице трибунов и коммеркиариев, то теперь в нем учреждается стратегия — нечто вроде генерал-губернаторства. А неопределенных размеров зона, экономически и политически тянувшаяся к городу, превратилась в фему — своего рода военно-административный округ. Это в конце концов привело к тому, что вскоре византийские стратеги Херсонесской фемы свели на нет роль городского самоуправления. Несмогря на то, что титул протевонов (первенствующих) сохранялся в Херсонесе еще долго, все административное правление городом было, по-видимому, полностью подчинено стратегам.
        Со второй половины IX в. благосостояние Херсонеса заметно возросло. Это видно не только по расширению и упрочению его торговых и политических связей, но и по развитию ремесел и искусства, по размаху строительных работ и укреплению обороны города.
        В конце X в. Херсонес представлял собою торгово-аристократическую республику. Вокруг него нет заметных следов крупного землевладения. Вероятно, поэтому Константин Багрянородный, византийский автор X в., указывал, что Херсонес не мог жить без хлеба, ввозимого из Южного Причерноморья. Ремесла и особенно посредническая торговля были как и прежде основой экономики города. Значительную роль в торговле города играл сбыт соленой и вяленой рыбы, ловлей которой издавна занимались рыбаки. Многочисленные цистерны и пифосы с остатками соленой рыбы, найденные при раскопках торговых помещений на главной улице и в других местах города, подтверждают данные письменных источников.
        Не менее важной доходной статьей для Херсонеса была перепродажа продуктов животноводства. Купцы города покупали их в степных областях и вывозили в Малую Азию. Поставщиками этих продуктов являлись сначала печенеги, а позднее половцы.
        Что касается ремесел, то они стали играть, по-видимому, второстепенную роль по сравнению с торговлей. Нет никаких данных того времени об интенсивности сбыта Херсонесом своих ремесленных изделий. Исключение составляли только сельскохозяйственные орудия и, может быть, такие строительные материалы, как черепица и кирпич, а также торговая тара — амфоры. Однако распространение амфор за пределами города было связано скорее всего с продажей товаров в них, а не сбытом их самих как товара. Археологическими раскопками в ряде других мест Крыма открыты гончарные и керамические мастерские. Следовательно, это производство было развито не только в Херсонесе, и поэтому вряд ли городу принадлежала исключительная роль в снабжении поселений Крыма ремесленными изделиями. Зато в торговле привозными изделиями художественных ремесел, предметами роскоши и другими товарами, не производившимися в Крыму, он, видимо, занимал первое место.
                                Изменение этнического состава населения Крыма в средние века
 
        В раннее средневековье происходит бурное изменение этнического состава населения Таврики. Начало этому положило «великое переселение народов» — вторжение на полуостров готов и гуннов.
        В VIII в. народы Таврики увидели новых завоевателей — тюркоязычные племена хазар.
         В VII в. племена создают свое государство — Хазарский каганат на землях Нижней Волги и Северного Кавказа. С конца VII в. хазары начинают свое продвижение к Азовскому морю, захватывают Северное Причерноморье и вторгаются в пределы Таврики. Местное население полуострова вело с ними отчаянную борьбу, но силы были неравными. Хазарам удается захватить значительную часть края и даже Сугдею и Херсонес. Правда, вскоре Херсонес сумел освободиться.
        Придя в Крым, хазары были язычниками, несмотря на то, что у них уже существовало государство. Главным божеством у них был Тенгри-хан, но единого божества не было. Они «приносили жертвы огню и воде, поклоняясь некоторым богам путей, также луне и всем творениям, которые им казались удивительными».
        Одному из хазарских правителей — Али-Алитверу — удалось обратить часть подданных в христианство. Но новая религия внедрялась с большими трудностями. Да и сами хазарские правители особой настойчивости в этом не проявляли. Этот факт, очевидно, можно объяснить тем, что верхушка хазар не желала распространения влияния Византии.
        В конце VIII — начале IX в. каган Обадия принимает иудейскую веру. За ним последовала и верхушка каганата. Простое население неохотно принимало и эту религию.
        Во второй половине X в. киевский князь Святослав наносит сокрушительное поражение Хазарскому каганату, и к концу X в. это государство перестало существовать. Часть хазар осталась в Крыму и ассимилировалась с местными народами. Многие исследователи считают потомками хазар в Крыму караимов.
        В VIII—IX вв. в Таврике появляются протоболгары. Основные их поселения на полуострове находились в степных и предгорных районах. В Таврику эти племена проникают из Приазовья. Это были тюркоязычные кочевые племена, которые постепенно перешли к оседлому образу жизни.
        В конце IX в. в Крыму появляются новые завоеватели: тюркоязычные кочевые племена печенегов. Они захватили значительную часть полуострова, включая Боспор и Херсонес. Значительная часть завоевателей остается в Крыму. В этот период печенеги имели большое влияние в регионе. Но к середине XI в. они потерпели ряд сокрушительных поражений от своих соседей. Большая часть печенегов покидает Таврику, но часть из них остается на уже обжитых землях.
         В конце X начале XI в. в Таврику вторгаются половцы (по названию одного из главных половецких племен их еще называют кипчаками). К этому времени они уже овладели значительной территорией от Тянь-Шаня до Дуная. Это также тюркоязычные кочевые племена. У них еще не существовало единого государства, но были созданы крупные племенные объединения, во главе которых стояли ханы. Половцы отличались от своих «предшественников» — темноволосых печенегов тем, что в своем большинстве они были светловолосыми и голубоглазыми.
        Половцы захватывают значительную территорию Таврики. Арабский историк Элайни считал Сугдею «наибольшим из городов Кипчакских». В XI в. основная часть половцев принимает единую религию — ислам.
        С вторжения в XIII веке монголо-татар значительная часть половцев покидает Крым. Появление в Таврике все новых и новых племен и народов было связано не только с военными вторжениями, но и с переселением. Так, на полуострове появляются переселенцы с Кавказа — прежде всего армяне.
        С древнейших времен (по утверждению ряда историков во II—I вв. до н. э.) в Таврике появляются евреи. Их численность значительно увеличивается в VII в., когда они подвергаются гонениям в Византийской империи. Особенно много евреев оседало в городах, где они начинают играть определенную роль. Правители хазарского каганата даже заимствовали у них религию — иудаизм. Евреи в основном занимались различными ремеслами и особенно торговлей.
        Вторжение в Таврику различных племен и народов не прошло бесследно. Оно оказало значительное влияние на все сферы жизни. Эти народы находились на различных уровнях развития, имели особенности в культуре, хозяйстве, быте. Та часть из них, которая осталась на полуострове, не исчезла бесследно и оказала значительное влияние прежде всего на формирование этнического состава населения Таврики.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Игры
Легенды. Тайна старинного сундука
Легенды. Тайна старинного сундука
Admin, 25 января 2014 - 0 - 252
Кекс шоп
Кекс шоп
Admin, 25 января 2014 - 0 - 295

Превращаем кондитерскую в преуспевающее кафе.  Подробнее

Скрытые чудеса глубин
Скрытые чудеса глубин
Admin, 25 января 2014 - 0 - 356

Красочная логическая игра о приключениях в подводном мире. Решайте головоломки, чтобы помочь русалке снять заклятие с ее подводного дворца.  Подробнее

Модный бутик 2. Эксклюзив
Модный бутик 2. Эксклюзив
Admin, 25 января 2014 - 0 - 265

В этой аркадной игре вы будете помогать Алисе управлять модным магазинчиком, который ей подарила любимая тетушка. Подробнее

Мы рады приветствовать на нашем сайте всех любителей Крыма!Вы можете общаться с единомышленниками, вести свой личный блог, заводить фотоальбомы и открывать клубы по-интересам.Я перечислил основные возможности, но не все.Есть еще много полезного и нужного. Вы можете делиться свежими новостями своего города или оставлять рекомендации тем, кто только собирается приехать на нашу прекрасную землю!Мы будем рады если вы станете нашим активным участником!