320*50

Культовые сооружения в Крыму к XVIII в.

Культовые сооружения в Крыму к XVIII в.

    К древнейшим памятникам архитектуры Крыма относятся купольные усыпальницы «дюрбе». Эти памятники дошли до наших дней благодаря тому, что они возводились из тесаного камня на крепком известковом растворе «хорасан» (так назывался раствор извести с большой примесью толченого кирпича или черепицы. Последние мололи как муку на особых мельницах).

         Дюрбе, по примеру других мусульманских стран, является надгробным сооружением правителей, высокопоставленных лиц, богатых и влиятельных граждан и лиц духовного звания, отличившихся своей праведной жизнью или ученостью.

         Прекрасное монументальное сооружение такого типа находится недалеко от бывшего ханского дворца. Это Эски-дюрбе. Толщина стен около 1,5 м. Верхняя часть стен переходит в восьмигранник, перекрытый полукруглым удлиненным куполом, диаметр которого в основании чуть больше шести метров.         Эски-дюрбе имеет прекрасной пропорции портал со стрельчатой аркой, в меру украшенной тремя рельефными розетками. С южной стороны к дюрбе примыкает открытая аркатура в ширину основной ее части, а длиной 6 метров 20 см. Она образуется из семи килевидных арок-пролетов, ширина которых около 2-х метров. С северной стороны дюрбе имеет два оконных проема, с западной — один, с юга дверной и оконный пролеты и с восточной в глубине ниши портала — небольшие входные двери. Мастерски выполнена кладка купола, в основание которого положены крупные камни, уменьшающиеся по мере удаления к вершине. Время постройки Эски-дюрбе по стилистическому анализу нужно отнести к XV в.

         Одним из самых ранних является дюрбе в Чуфут-Кале. В плане оно представляет восьмиугольник с сильно выдвинутым с южной стороны порталом в виде 4-угольника, перекрытого полукруглым куполом. По характеру кладки, деталям и имеющимся в литературе датам памятник этот относится к XV в. Дюрбе Джаныке-ханум имеет надпись: «Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся в месяце Рамазане 841 г» (1437 г.).

         Внутри с обеих сторон портала имеется по одной углубленной нише в виде полукругов в плане. Внутри дюрбе на каменном возвышении в северной стороне поставлена надгробная плита на ступенчатом постаменте, покрытая надписями. Такие архитектурные и декоративные части, как полукруглые колонки на наружных углах восьмигранника, обработанные рельефной геометрической ( плетенкой, носят следы прекрасной четкой художественной обработки.

         По стилю и строительным приемам дюрбе Джаныке-ханум очень близко дюрбе, находящемуся в Староселье (бывшем Салачике), построенному в 1501 году по приказу Менгли-Гирея I над могилой его отца.

         Большой интерес представляет как по своим размерам, так и по художественным архитектурным достоинствам дюрбе, относимое к Мухаммед Гирею II, находящееся в новом микрорайоне города. Это величественное сооружение из тесаного известняка представляет собой восьмигранник высотой около 10 метров. Основной восьмигранник переходит в шестнадцатигранный барабан, на котором находится полусферический купол, построенный из тесаного камня. Проемы стрельчатых окон на каждой грани расположены в два яруса, наличники нижнего ряда окон сделаны из мрамора. Углы восьмигранника заканчиваются идущими сверху донизу полукруглыми пилястрами, стянутыми общим карнизом хорошей профилировки. Дверной проем обращен на восток, что является одной их особенностей древнетатарских дюрбе (входные отверстия дюрбе в период укрепления ислама в Крыму делались преимущественно на юг). Время постройки этого дюрбе — XVI век. У. Баданинский пишет: «...к 1584 году памятник уже существовал, так как в этом году здесь был похоронен убитый крымский хан Мухаммед Гирей II Жирный вместе со своим малолетним сыном Сафа Гиреем».

         Рядом с дюрбе Мухаммед Гирея II находятся еще два дюрбе. Они небольшие, скромно отделанные. Пожалуй, самым ранним является дюрбе, которое также находится в новом микрорайоне города рядом с шоссейной дорогой, идущей из Симферополя на Севастополь.

         Судя по рельефной надписи на плите над дверью, дюрбе построено по повелению Мухаммед-шах бея. В плане дюрбе представляет квадрат, каждая сторона которого равняется примерно пяти с половиной метрам. Восьмиугольный барабан, на котором держится полукруглый, несколько удлиненный купол, получился путем среза верхних углов основного куба под углом почти в 45°. Входное отверстие находится на южной стороне. Над входом был портал, один пилон которого уцелел. Над дверью — плита с арабской надписью, по бокам которой вытесаны два рельефных круга. Все стены снаружи и остатки портала облицованы правильными рядами тесаного камня, внутри же кладка грубая из неотесанных камней. Мавзолей небольшой, а срезы углов придают ему приземистый вид и округленность силуэта.

         Два мощных дюрбе находятся на ханском кладбище, которое расположено на территории бывшего ханского дворца. В плане они представляют восьмиугольник со входом на северо-восточной стороне. Как снаружи, так и внутри архитектура их проста. Следует отметить присутствие над наружным полусферическим куполом восьмигранного барабана, углы которого по отношению к основному многоугольнику повернуты на 45°.

         Самым поздним из сохранившихся является дюрбе «Диляры-Бикеч», построенное по повелению Крым-Гирея в 1764 году. Оно, пожалуй, является лебединой песней зодчества Бахчисарая времен Крымского ханства. Дюрбе представляет восьмигранник со входом с западной стороны. Углы украшены тонкими пилястрами, на каждой плоскости грани имеют окна в два ряда. Низ дюрбе имеет цоколь, на восьмигранном основании находится барабан также восьмигранный, повернутый на 45 . Купол мавзолея полусферический, удлиненный. Барабан украшен пилястрами и арочками. Все профили чрезвычайно рельефны и сильно выступают из плоскости стен. Внутри мавзолей оштукатурен и очевидно был расписан. Купол, как исключение, выложен из кирпича.

         Большое место в архитектуре занимали мечети.

        Одной из первых была большая мечеть — шестистолбная базилика под двускатной крышей, заложенная в 1314 г. в Солхате в честь хана Узбека. Ее деревянное перекрытие поддерживается изнутри двумя белокаменными аркадами, делящими мечеть на три нефа.

        Главный вход — с севера выделен порталом, украшенным отличной резьбой по камню. Интересна и ярко расписана резьба внутри здания. Храм хорошо сохранился до наших дней, за исключением минарета. Одной из самых прекрасных, после Хан-Джами, является мечеть Эшиль-Джами (зеленая мечеть), построенная в середине XVIII века в правление Крым-Гирей хана в Бахчисарае. Она являлась образчиком османского искусства этого периода.

          И несмотря на то, что к этому времени османское зодчество переживало упадок, эта мечеть, предположительно построенная и расписанная талантливым иранским мастером Омером, представляет большой интерес. В плане мечеть представляла правильный четырехугольник. К северо-восточному углу был пристроен небольшой минарет. Здание было перекрыто четырехскатной крышей, которая была покрыта черепицей, окрашенной в зеленый цвет, отсюда и название мечети. Здание было выложено из тесаного камня местной породы, скрепленного раствором. Стены мечети были украшены высеченными в камне карнизами и пилястрами, кроме этого, они снаружи были расписаны. Мечеть освещалась через окна, расположенные в два ряда. «Со стороны главного фасада, обращенного на юг, имелся вход прямо во двор мечети, ко двору вела каменная лестница». Внутри мечети сразу бросалась в глаза хорошо продуманная и выполненная отделка, средняя часть помещения в виде четырехугольного карэ отделена от остальной части деревянной колоннадой, поддерживающей ряд красивых, вычурных восточных арок. С северной стороны, на уровне верхних окон к колоннаде примыкали «мафиль» (хоры). «Судя по тому, что хоры как-то нескладно втиснуты в арку в ущерб архитектурной логике, можно предположить, что их по первоначальной идее строителя не было, и что это позднейшее искажение, принадлежащее времени, когда в мечети был монастырь дервишей». С южной стороны на оси здания находилась стрельчатая ниша («михраб») со сталактитовой обработкой, испорченной позднейшей раскраской. «Михраб» — это священное место, где становится имам во время богослужения и куда обращали свои взоры молящиеся (совершающие намаз). На всем живописном декоративном убранстве была видна рука талантливого и чуткого художника. Тут сливались между собой фрески, декоративная скульптура и каллиграфия. «Хаттаты», т. е. художники-каллиграфы — особого рода мастера, они же часто бывали поэтами, на Востоке пользовались исключительным уважением. 

        Фрески Эшиль-Джами отличались великолепием и тонким исполнением. Многие исследователи полагают, имея в виду время постройки мечети, высокое мастерство исполнителя фресок, что автором фресок является Омер. «Автор фресок «Зеленой мечети» Омер был первоклассным мастером — все детали фресок, например, розы и цветы на арках отлично нарисованы и написаны в приятных розово-палевых тонах. На арках, стенах стихи из Корана, написанные графически безукоризненно, черной краской по белому полю. На южной стене по бокам «михраба» орнаментальной вязью выведен силуэт какой-то мечети. Стены были оштукатурены и окрашены в приятный зеленый цвет, только местами прерывавшийся живописными филенками и надписями. Капители колонок и детали арок были выполнены из алебастра, а поверх раскрашены. Значительный интерес представляли окна Эшиль-Джами.

         Они были выложены по определенному рисунку мозаикой из кусочков разноцветного стекла, скрепленных между собой специальными алебастровыми растворами. Такой тип окон сейчас сохранился только в комнатах бывшего ханского дворца и в окнах мечети Хан-Джами.

    Пол был выложен мраморными плитами.

         Необыкновенной красотой поражала современников мечеть Джума-Джами в Гезлеве (Евпатория). Название это переводится как «пятничная мечеть» — в честь пророка Мухаммеда.                Ее называют также «Хан-Джами» — «Ханская мечеть», потому что в ней происходил религиозный церемониал посвящения хана в его сан. Создал эту прекрасную мечеть турецкий архитектор Ходжа Синан. Творчество Ходжи Синана — вершина османской архитектуры. Один из его шедевров — мечеть Джума-Джами. Сочетая архитектурные формы Византии и Востока, используя местные строительные материалы, зодчий создал в Крыму архитектурное сооружение, исключительное по изяществу и простоте, по гармоничности и рациональности. Джума-Джами была одной из самых больших и прекрасных мечетей на всем Крымском полуострове. Наиболее вероятной датой постройки является 1552 год.

         Мечеть — центрально-купольное сооружение, приближается в плане к квадрату. Центральный зал (высотой около 22 м) перекрыт мощным сферическим куполом. С запада и востока расположены двухэтажные галереи, увенчанные приплюснутыми куполами, по три с каждой стороны. В северной части к основному объему здания примыкает притвор с пятью куполами. Все купола были покрыты листовым свинцом. 

         Архитектурная композиция мечети отличается постепенным наращиванием высоты и соответствующим усложнением геометрических объемов. Внутри мечети особый интерес представляет южная стена, в центре которой находится открытый алтарь — михраб и кафедра. Михраб представляет собой неглубокую пятигранную нишу. Михрабы, обычно отличавшиеся прекрасной отделкой, украшались многокрасочным геометрическим и растительным орнаментом. Изящество мечети подчеркивали два прекрасных минарета.

         Неотъемлемой частью мечетей и прекрасным памятником восточной архитектуры являются минареты. Ранние мечети строились без минаретов, но внутри уже имелся «мембр» — трибуна с лестницей и площадкой для проповедника. В османскую эпоху мембры получили пышное устройство с перилами и балдахином в виде шатра и были богато орнаментированы. Материалом для них служили камень, мрамор и дерево. Великолепный памятник такого типа сохранился в Бахчисарае.

         Мембр Азиса (теперешний новый микрорайон города) представляет собой небольшую площадку, к которой ведут каменные ступеньки. На площадке устроены стены небольшой восьмигранной башенки с конусообразным перекрытием. В каждой грани башенки устроена небольшая арочка, а в южной стороне устроено небольшое отверстие.Такие мембры явились прообразом будущих минаретов. Постепенно видоизменяясь, они наконец стали неотъемлемой частью мечети и приняли форму, которую стали называть минаретом.

         Все минареты отличаются совершенством кладки из тесаных камней, причем швы делаются особенно тонкими. Такая кладка требует мастеров высшей квалификации. Очень часто можно наблюдать рядом с бутовой кладкой стен мечети замечательную кладку стройных минаретов, что указывает на то, что для постройки минаретов существовали специальные мастера и школы. Вероятно, этим можно объяснить, что минареты османской эпохи строились на самостоятельном фундаменте и могли возводиться в разное время с мечетью. Особенно интересным местом в минаретах является переход от квадратного основания к двенадцатигранному столбу, который заключается в следующем: каждая сторона квадрата делится на три части. От границ этих делений идут три грани к двенадцатиграннику, образуя пересечение четырехгранной пирамиды с восьмигранной. Почти на самом верху такого минарета имеется «шерфэ» — балкончик для муэдзина, призывающего верующих мусульман к очередному намазу. Такой балкончик часто имел украшение. Выше шерфэ минареты имели более тонкую круглую или в виде многогранника башенку, покрытую коническим куполом. Обычно наверху остроконечного купола помещался «алей» в виде полумесяца.

         Из четырех минаретов, которые сохранились до настоящего времени в Бахчисарае (один из них в верхней части разрушен), наиболее изящны два минарета мечети Хан-Джами.

         Памятником высокого строительного искусства является бывший ханский дворец.

         Дворец, занимающий сегодня площадь в четыре гектара (а в прошлом еще большую), включал сады, окружавшие основные постройки. С главной улицы Бахчисарая во дворец ведет каменный мост, переброшенный через речку. За мостом — широкие ворота, заново отремонтированные в XIX в., над ними — пестро расписанная с цветными стеклами башня, в верхней части которой находится герб дворца — две свившиеся в схватке змеи. Левее ворот вдоль главного фасада на улицу выходили лавки. За воротами открывался обширный немощеный двор, где собиралось ханское войско, происходили встречи послов и т. д. Двор окружают дворцовые постройки: слева — мечеть, кладбище с пышными надгробиями и двумя мавзолеями, далее конюшни; справа — парадные залы разного назначения, жилые покои, дворики с фонтанами и, наконец, остатки гарема, незаметно переходящие в сады.

         Мусульманская архитектура, давшая образцы монументальной строгости и красоты, продуманности и правильности форм в культовых постройках — мечетях, медресе, мавзолеях — при сооружении частных жилищ, казалось, предоставила полную свободу проявлениям причудливой восточной фантазии, народным вкусам и местным традициям. Дворец на Востоке с древнейших времен имел тип дворовой композиции: центром был двор и сад с фонтаном. Мотив сада — один из характернейших моментов мусульманской архитектуры: растительные орнаменты, высеченные в камне, росписи стен, оформление фонтанов — все стремится воспроизвести сад как самое прекрасное место на земле.

         Легкая архитектура дворцовых построек, отсутствие монументальности в ханской резиденции не случайны: даже стены, разгораживающие сад и интерьер, в какой-то мере условны: их задача — создать прохладу в знойный летний день, внутри журчит мраморный фонтан, поддерживая свежесть воздуха и иллюзию пребывания в саду.

         Дворец неоднократно ремонтировался и реставрировался, при этом часть построек утратила свой первоначальный вид. По этому поводу А. С. Пушкин писал: «Я обошел дворец с досадою... на полуевропейские переделки некоторых комнат».

         Но с течением времени отчетливее осозналось как историческое, так и художественное значение дворца, ведь в уцелевших постройках, орнаментах и во всем архитектурном рисунке хранятся следы прекрасного, своеобразного искусства. Реставрация, которая была проведена совсем недавно, носила уже научный характер.

         Наиболее древняя часть дворца — это портал Алевиза, созданный выдающимся итальянским зодчим. Пышный каменный резной портал с полукруглым фронтоном обрамляет дубовую дверь, обитую полосами кованого железа. Она вела во внутренний дворик, который сообщался с парадными залами дворца. В этом дворике находится Золотой Магзуб. Мраморная плита его украшена резным растительным орнаментом. Кроме того, имеются две надписи, выполненные арабской вязью: верхняя с именем хана — Каплан (лев) — и датой, нижняя поэтическая — из Корана: «И напоил их, райских юношей, господь напитком чистым».

         Напротив этого фонтана, в углу, находится знаменитый Фонтан слез — «Сельсебиль». Первоначально его резная каменная плита находилась у стены мавзолея Диляры-Бикеч — «прекрасной княжны», согласно преданию, любимой жены Крым-Гирей-хана. Этот фонтан был сооружен по его повелению придворным мастером Омером в 1764 году.

         Личность Диляры-Бикеч совершенно не выяснена и окружена поэтическими крымскими легендами.

         Когда Пушкин, стоя у фонтана, услышал легенду, фонтан и легенда вдохновили его на поэму «Бахчисарайский фонтан» и стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца».

    Легенду о "Фонтане слез" можно прочитать ТУТ.

         Одной из ранних построек дворца является зал Совета и Суда — Диван. Зал имеет два ряда окон. К концу XVI века относятся цветные, очень красивые и нигде не повторяющиеся витражи верхнего ряда окон; к тому же времени относится и деревянный наборный центр потолка.

         В зале собирался Диван — высший государственный совет, который решал все вопросы внутренней и внешней политики, кроме религиозных. Он же являлся высшей судебной инстанцией в ханстве. Далее расположена летняя беседка, построенная, вернее, перестроенная тем же Омером: первоначально ее окружали с трех сторон лишь колонны с арками — беседка была открытой. При ремонте в начале XIX века ее застеклили. В центре беседки расположен фонтан с бассейном. К летней беседке примыкает очаровательный Бассейный садик — царство солнца, пышной вьющейся зелени, цветов и воды.

         К числу наиболее ранних сооружений, дворца относится Малая мечеть. Это полутемное, вытянутое с востока на запад помещение, основная часть которого перекрыта куполом, опирающимся на барабан-восьмигранник, с арками и парусами. В южной стропе устроена ниша — михраб. Во дворе внутреннего двора находится гарем (раньше он имел четыре корпуса с 73 комнатами). В четырех комнатах уцелевшего флигеля размещены те немногие вещи, которые воссоздают бытовую сторону жизни дворца. «Гарем» в переводе с арабского — «запретное», «неприкосновенное»: никто, кроме хана и евнухов не имел права входить сюда. Ажурная деревянная резьба решеток веранды укрывает ее сверху донизу от любопытных взоров; окна с цветными стеклами расположены так высоко, что из них видно только небо.

         Рядом с гаремом находится башня, где, по преданию, содержались ханские соколы и куда разрешалось подниматься обитательницам гарема, чтобы посмотреть на окружающий мир, на пеструю, красочную жизнь двора. Соколиная башня имеет кубическое каменное основание, на котором установлен деревянный шестигранник, обшитый досками, под самой крышей переходящий в решетку и шатровое завершение.

         Из Фонтанного дворика по широкой лестнице можно подняться на второй этаж, где находятся официальные, парадные покои. Центральное место в них занимал зал для приема послов. Посольский зал — некогда роскошная и богатая по убранству палата, однако интерьер ее не сохранился: двусветный зал имел мраморный пол и деревянный потолок с росписью, выдержанной в голубых тонах. В этом зале сохранились две ниши с альковом (в одной из них сидел хан, в другой располагались музыканты).

         Особое место среди покоев, предназначенных для приема послов, занимает Золотой кабинет — один из лучших и наиболее сохранившихся интерьеров дворца. Двадцать четыре окна с разноцветными стеклами заливают комнату золотистым светом. Тонкая резьба деревянного потолка, роспись с обилием позолоты в известной мере воссоздают отделку ханского кабинета, сооруженного Омером, делая его похожим на драгоценную шкатулку. Простенки между окнами второго ряда украшены лепными алебастровыми вазами с фруктами.

         Наиболее величественное сооружение дворцового комплекса — Большая ханская мечеть, или Хан-Джами. Это массивное прямоугольное каменное здание, вытянутое с севера на юг, крытое четырехскатной черепичной крышей, с двумя стройными минаретами по бокам. Тонкие десятигранные башенки минаретов сложены из хорошо отесанных каменных плит, скрепленных свинцом. Они опоясаны резными каменными балкончиками. Внутри минарета шла винтовая лестница, по которой поднимались муэдзины.

         За мечетью находится ханское кладбище с двумя мавзолеями — дюрбе. Большой интерес представляют мраморные резные и каменные надгробия. Здесь похоронены шестнадцать ханов, а также их родственники и приближенные.

         В дальнем углу позади кладбища можно увидеть одно из самых ранних сооружений города — баню Сары-Гюзель. Баня в те времена была своего рода клубом, местом отдыха, встреч и бесед. Сары-Гюзель — мощное каменное квадратное здание, перекрытое куполами с отверстиями в виде звезд и полумесяцев.

К оглавлению                          Предыдущая статья                            Следующая статья

изображение с описанием:
Похожие статьи:
     В первой половине XIX в. в Крыму достаточно быстрыми темпами развивалось градостроительство, расширялись старые города, начали возникать новые. Характерной чертой Крыма был от...
0
                                                     Древ...
0
   Княжество Феодоро образовалось в конце XII в. В начале XIII в. оно попало в вассальную зависимость от Трапезундской (греческой) империи Комнинов и платило ей ежегодную дань. &n...
0
  Успешными  походы против Турции для России были походы 30-х годов XVIII века. Русский отряд под командованием генерала Леонтьева осенью 1735 года подошел к Перекопу и нанес ...
0
219
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...