320*50

Балаклава.История.

Балаклава.История.

 

БалаклаваСкалы слева, скалы справа,
Запах моря, тишина.
Воды древней Балаклавы
Не тревожила волна.

 

В. Диванов

Балаклава до 1957 года была самостоятельным городом и даже районным центром, ныне это часть Балаклавского района Севастополя. Она значительно древнее не только самого города-героя, но и его предшественника Херсонеса. Действительно, греки, поселившиеся здесь в 422—421 годах до н. э., уже застали в нынешней Балаклаве опасных для себя обитателей — тавров, для которых морское и прибрежное пиратство было издавна привычным занятием. Древнегреческое название Балаклавской бухты — Сюмболон-лимне (бухта знаков, символов, предзнаменований), возможно, и возникло из обыкновения тавров зажигать ночью костры на берегу, с целью привлечь проплывающее мимо судно, чтобы затем напасть на него и ограбить. При этом захваченных в плен мореходов приносили в жертву главной богине тавров — Деве.

Как долго до прихода в Херсонес греков обитали в Балаклаве тавры — неизвестно, но археологически доказано, что жили они на Южном берегу Крыма с начала первого тысячелетия до н. э. Следовательно, можно предположить, что Балаклаве около трех тысяч лет. Получается, что этот маленький городок — один из древнейших в нашей стране.

КРЕПОСТЬ ЧЕМБАЛО (ВЕЧЕР)

Поселение сохраняло независимость до I века н. э., когда его, вероятно, заняли римляне, с целью прекращения пиратских набегов тавров. Дальнейший ход истории пока неизвестен, не совсем ясна даже дата появления здесь генуэзцев. Предполагают, что татарский хан Джанибек в 1343 или 1345 году предпринял осаду столицы генуэзских колоний в Крыму — Кафы. Однако, убедившись, что он не сможет взять сильно укрепленный город, напал на Чембало (так генуэзцы произносили слово Сюмболон). Жители бежали из укрепления. Джанибек сжег его. Сохранился текст латинской надписи, повествующей о сооружении в Чембало в 1357 году церкви, следовательно, город в это время принадлежал генуэзцам. Впрочем, положение их там было юридически не оформлено до 1383 года, когда татары специальным мирным договором признали за генуэзцами право владения Чембало и рядом других пунктов на берегу Крыма. Предполагают, что после взятия города Джанибеком началось строительство крепости, хотя опубликованные генуэзские надписи, повествующие о сооружении укреплений, относятся главным образом к XV веку. Впрочем, скорее всего, эти тексты свидетельствуют об окончании строительства, начатого еще в прошлом веке, после нападения Джанибека.

Храм 12-ти апостолов

Балаклава, как крайний западный форпост генуэзской колонизации, была технически вооружена даже лучше, чем столица колонии — Кафа. В колониальном уставе 1449 года только для Чембало установлена должность пушкаря, значит, только здесь имелось тяжелое оружие. Зато по числу полицейских — аргузиев Чембало явно уступало Кафе. В соответствии с тем же уставом в Кафе полагалось по штату 20 аргузиев, а в Чембало — всего четыре.

Оборонительные сооружения занимают большую часть Крепостной горы, возвышающейся на левом берегу Балаклавской бухты. Стены окружают ее о трех сторон, упираясь в отвесный обрыв, о подножие которого разбиваются волны открытого моря.

Самая нижняя башня стоит в начале горного склона, неподалеку от городского пляжа. Со стороны, обращенной к современному городу, в ее стене видна выемка для доски с надписью, увезенной в 1856 году итальянцами, над ней высечен латинский крест. Эта башня — угловая, от нее расходятся стены: одна, сравнительно хорошо сохранившаяся, поднимается вверх к башне-донжону на вершине Крепостной горы; другая, прослеживаемая с трудом, шла вдоль берега бухты в сторону открытого моря, где упиралась в береговой обрыв.

Если подниматься вдоль первой стены, то вскоре встретится следующая башня. Первоначально она была полубашней (то есть трехстенной, открытой в сторону крепости), такая конструкция дешевле и позволяла командованию наблюдать за поведением наемного гарнизона (на верность которого, очевидно, не очень полагались), но впоследствии ее превратили в полную башню, пристроив сзади стену. Четвертая стена сооружена позднее остальных. Это видно из того, что ее кладка не перевязана с соседними стенами. Эта башня, как и предыдущая, снаружи полукруглая, внутри — прямоугольная. Выше по стене просматриваются следы еще двух полубашен, но они сильно разрушены.

КРЕПОСТЬ ЧЕМБАЛО (ДЕНЬ)

У подножия донжона мемориальная доска, показывающая, что эти старые стены использовались для обороны не только в XIV—XV веках. На Ней высечено: "Здесь насмерть героически сражался пограничный полк войск НКВД против фашистских захватчиков в Великую Отечественную войну”.

Несколько ниже донжона на выступе Крепостной горы, спускающейся к морю, на самом краю обрыва видны разваляны обширного сооружения. Исследователи считают, что эта часть Чембало называлась крепостью св. Николая и состояла из цитадели и консульского замка, а остальную территорию, в пределах описанных стен, занимал город св. Георгия, от которого сохранились следы застройки.

К сожалению, Чембало археологически пока не изучалось, раскопки здесь не велись, и поэтому такой интерес представляют описания очевидцев, видевших крепость в лучшем состоянии.

При чтении мемуаров, описывающих Балаклаву, прежде всего, останавливает внимание "Хождение за три моря” Афанасия Никитина. Он первый упоминает ее тюркское название, но не в форме "Балаклавы”, от "Балык-юве”, т. е. "рыбье гнездо”, а в виде "Балыкая” — "рыбья скала”. Очевидно, именно таков был топоним, породивший современное "Балаклава” (новое имя дано турками после завоевания города в 1475 году, хотя, вероятно, оно существовало раньше среди местного татарского населения). Греки, жившие здесь, продолжали называть город Ямбольд, Ямболь или Ямболи, явно от итальянского Чембало.

Первое описание крепости оставил нам поляк М. Броневский, посетивший ее в XVI веке. Он застал Чембало уже в развалинах, но видел, что они были "богато украшены разными генуэзскими гербами и надписями”.

Балаклава, бывшая одно время, при турках, крупным центром кораблестроения и местом заключения крымских ханов, во второй половине XVIII века пришла в полное запустение. Барон де Тотт, посетивший ее в то время, отмечает, что порт совершенно заброшен и сохраняет только следы прежнего значения.

В 1773 году, когда шла первая Русско-турецкая война, наши суда «Таганрог» и «Корона» атаковали корабли султана как раз возле Балаклавы, разгромив их полностью и вынудив к отступлению. Эта победа стала первым военным успехом России на Черном море. Он оказался достигнутым в условиях, когда наша страна уступала Османской империи в мощи. После триумфального сражения Балаклаве суждено было стать первым российским портом на территории Крымского полуострова.

Английская путешественница М. Гутри, побывавшая в Балаклаве в 1796 году, насчитала 12 или 13 сохранившихся башен; на гравюре, приложенной к книге П. Сумарокова "Досуги Крымского судьи”, очень ясно видны 9 башен по стене от бухты к вершине Крепостной горы, 2 башни вдоль бухты, на горе стояла 1 большая башня (возможно, это был маяк), кроме того, внутри крепости виднеются 2 крупных здания.

Анонимный автор, посетивший Балаклаву в 1836 году, насчитал в ней 12 башен.

Первое подробное описание памятника предпринял 3. Аркас в 1845 году, при нем сохранилось только 8 башен, стены были уже в развалинах, но он видел трубы вдоль стен, диаметром в один фут (около 0,3 м), которые считал водоотводными. Высота некоторых сооружений, ныне полностью утраченных, достигала в то время 16 м. существовали развалины церкви (в плане 10 мх10 м), причем ее стены поднимались до четырех метров. 3. Аркас застал еще несколько изображений и латинских надписей на стенах, которые, к сожалению, не смог прочесть.

Несмотря на тяжелые бои, которые шли в окрестностях Балаклавы в 1941—1942 и 1944 годах, город пострадал сравнительно мало. В нем почти полностью сохранилась застройка конца прошлого — начала XX века, когда Балаклава стала популярным курортом. Однако многие дома, к сожалению, обветшали и нуждаются в капитальном ремонте.

В 1950-е годы Балаклава дважды «сменила прописку». Сначала в феврале 1954 г. в связи с передачей Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР, потом в 1957-м, когда она была переведена под юрисдикцию Севастополя. В 1963 году здесь было завершено строительство базы тактических подводных лодок «Объект 825 ГТС», длившееся целое десятилетие. Эти суда несли на своем борту ядерное оружие. Балаклава в связи с этим получила статус режимного (закрытого) города.

 После распада СССР в 1991 году будущий курорт вместе со всем полуостровом остался в составе Украины согласно существовавшим на тот момент международно признанным границам между бывшими советскими республиками. Секретная база подлодок оказалась разграбленной, а корабли Черноморского флота РФ были передислоцированы на другие базы.

В настоящее время тут открыт музей,пользующийся большой популярностью у туристов.

После проведения в 2014 году референдума о воссоединении Крыма и России для Балаклавы как и для всего крыма начался новый виток развития. Это сейчас очень популярный курорт, где рады каждому отдыхающему.

изображение с описанием:
Маршрут:
Похожие статьи:
Бронируйте отели и жилье в Балаклаве //
0
Небольшой,очень своеобразный городок Балаклава сейчас является районом Севастополя и расположен от него всего в 15 километрах. Небольшой очерк по истории этого места можно прочитать тут. Еще со...
0
197
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...